Снимок от космического телескопа НАСА Хаббл демонстрирует территорию массивного галактического скопления Abell 2744. Здесь видны некоторые из наиболее крошечных и молодых галактик

Новое исследование от Университета Колорадо (Боулдер) показывает, что мощные удары могут казаться намного эффективными при активации черных дыр. Когда сталкиваются две галактики, центральные сверхмассивные черные дыры также разбиваются. Но до этого галактики часто начинают мерцать, поглощая огромные объемы газа и пыли и создавая активное галактическое ядро (AGN).

Но не все слияния можно считать равными. В некоторых активной бывает лишь одна черная дыра. Исследователи обнаружили, что одиночные активации происходят чаще в ударах при несовместимых галактиках (одна – огромная, а вторая – крошечная).

Для анализа использовали сведения от рентгеновской обсерватории Чандра, проводящей систематическое сканирование ночного неба на подписи активных галактических ядер. Они заметили слияния в процессе поиска выключенных галактик (с одним AGN). Отсутствие симметрии предполагает, что вторая сверхмассивная черная дыра, которая не включилась, может находиться поблизости.

Ученые взяли образец из 10 выключенных галактик и сравнили с парами AGN. Оказалось, что в 9 из 10 галактик только одна активная черная дыра исходила из односторонних слияний или когда одна галактика была в 4 раза крупнее второй. Лишь 2/3 галактик с двумя AGN столкнулись с подобными по размеру.

Выяснилось, что при столкновении двух галактик примерно одинакового размера, их черные дыры влияют друг на друга мощными гравитационными силами. Они отправляют газовые и пылевые облака, захватываемые черными дырами. Если же галактические параметры в сливающейся паре резко отличаются, то получаем меньше сил, влияющих на газ и пыль.

Команда не выявила причин, по которым черная дыра активировалась во время несоразмерного слияния. Порой это была огромная черная дыра, а в других – меньше. Ученые сосредоточатся на том, как разрушение двух черных дыр влияет на сами галактики, а именно на процесс создания и уничтожения звезд.

БОЛЬШЕ удивительных статей Гигантские вспышки на молодом коричневом карлике С помощью телескопа Кеплер исследователи сумели зафиксировать две супер-вспышки на молодом коричневом карлике CFHT-BD-Tau 4. Это были самые мощные в… Звездные столкновения распыляют тяжелые элементы в малых галактиках Карликовая галактика в созвездии Скульптор – одна из самых крошечных галактик. Ученые выявили, что большая часть тяжелых элементов подобных галактик … Расхождения данных влияют на понимание Вселенной Все еще остается загадкой факт ускорения пространственного расширения. Но новые исследования Техасского университета в Далласе могут дать ответ